|

VUCA Prime: компетенции будущего

За последние 30 лет мы не раз становились свидетелями значительных изменений в области технологий, которые в свою очередь вызывали изменения в межличностной коммуникации, производстве, путешествиях и организации труда. По сути, мир стал изменяться на наших глазах так быстро и так значительно, что мы каждый день приветствуем себя в наступившем будущем.
Однако, жизнь в новой неопределенной реальности по старым правилам не работает. В этой связи мы задаемся большим количеством вопросов, среди которых тема выбора профессии. В частности, какие навыки развивать и к каким профессиям готовиться, если к моменту окончания учебного заведения, существует вероятность, что освоенные умения устареют и не будут востребованы на рынке труда.

Раз мир изменяется быстрее, чем можно адаптироваться, то и прогнозировать конкретные профессии, которые появятся через 15-20 лет не представляется возможным. Поэтому давайте посмотрим на компетенции, которые пригодятся вне зависимости от профессий. Обратимся к концепту VUCA. За этим акронимом скрываются 4 характеристики современного мира: volatility – изменчивость, uncertainty – неуверенность, complexity – сложность и ambiguity – неясность, неоднозначность. Говоря о бизнесе, очень часто в английском можно слышать фразу «we operate in a VUCA environment», что значит – мы работаем в изменчивой, неоднозначной, сложной среде в которой нет ясности. Соответственно противоположными характеристиками, привычными, но ускользающими, являются stability – стабильность, predictability – предсказуемость, simplicity – простота и clarity – ясность.

Если взглянуть на историю возникновения VUCA, то впервые акроним был использован в военном колледже армии США в 1987 и описывал мир, после окончания холодной войны. Мир в котором нет открытого противостояния с одним явным врагом, а атаки совершаются различными организованными военными группами. Но начиная с 2002 года понятие стало использоваться для описания появляющейся модели стратегического лидерства, применяемой для широкого ряда организаций – начиная от корпораций, ориентированных на прибыль до образовательных учреждений.

Как это выглядит в реальном мире?

Volatility. Изменчивость.

Нассим Талеб называет черным лебедем ситуацию, которую невозможно предвидеть, но которая изменяет нашу реальность. И современный мир полон таких черных лебедей – пандемия, например. Disruptor, или «подрывник» – это еще один похожий по значению термин, который с недавнего времени фигурирует в бизнесе и описывает явления, изменившие привычный порядок вещей. Сюда относится появление смартфона, которое для фирмы Nokia явилось ударом. Uber подорвал привычный уклад мира такси. Карты Google Maps вытеснили фирму TomTom, Blockbuster не заметил возможностей, на которые поставил Netflix, не говоря о стриминговых музыкальных сервисах, таких как Spotify и SoundCloud. Таких черных лебедей или «подрывников» будет всё больше и больше, и необходимо понимать, что завтра появится ещё один. Хотя, анализируя момент, предшествующий появлению черного лебедя, можно заметить, что всё указывало на его появление, а те, которые удачно соединили все точки, сегодня известны как выдающиеся бизнесмены-визионеры.

Uncertainty. Неуверенность.

Сегодня мир предлагает нам не просто выйти из зоны комфорта, а научиться там жить. Да, мозгу не нравится ситуация неуверенности – останусь ли я на работе или мои умения завтра заменит компьютерная программа, которая не устаёт и не ошибается? Мы боимся изменений и это естественно. Но кто сказал, что они должны быть обязательно плохими? Сложность заключается исключительно в том, что мы не можем подготовиться к изменениям, используя традиционные стратегии, как делали когда-то. Действительно, как анализировать будущее, опираясь на прошлый опыт, если в нём не было и половины того, что уже есть в настоящем?

Complexity. Сложность.

Если рассмотреть пример, то в мире простоты, действие «А» линейно ведет к «В», и никакие непредсказуемые факторы «С», «D» или «Е» не воздействуют на «B». В мире VUCA на исход «В» влияют скрытые факторы, которые в английском языке звучат как «known unknowns» (известные неизвестные),
о существовании таковых мы догадываемся, но не знаем их конкретно, а также «unknown unknowns» (неизвестные неизвестные) т.е. неизвестные факторы, о существовании которых мы и не знаем, и не закладываем возможность их существования. Здесь нет не только линейности, но и существует обратная причинно-следственная связь. А порой вообще невозможно разобраться, что является причиной, а что следствием.

Ambiguity. Неоднозначность.

Мало того, что каждый день бросает вызов традиционным подходам и не ясно как найти решение, к этому можно добавить, что зачастую нельзя однозначно сказать, в чем заключается проблема. Итого, сегодня мы не имеем возможности опереться на прошлый опыт, проблемная ситуация является многозначной и в процессе интерпретации нет гарантий, что мы ухватим её суть. Все ловили себя на мысли, во время просмотра новостей, когда случившийся факт невозможно интерпретировать. Переиначив пословицу можно сказать «слышу звон, да не знаю, о чем он». Это объясняет наличие большого числа аналитических программ, где эксперты пытаются спрогнозировать исход, или разрешить ситуацию опираясь на стратегии, которые однажды хорошо себя зарекомендовали. Но к сожалению, тиражирование старых решений даёт плохие результаты. Для того, чтобы справляться с задачами, и ориентироваться в новом мире в Институте Будущего (Institute for the Future) в Калифорнии была создана модель VUCA Prime.  Всё тот же акроним, за которым стоят vision – видение, understanding – понимание, clarity – ясность и agility – подвижность.

VUCA Prime

Vision. Видение.

Современному человеку необходимо развивать в себе умение действовать в мире хаоса и здесь на помощь приходят видение, миссия и ценность. В чем моя миссия? Какое у меня видение будущего? Согласно каких ценностей я функционирую? Этими вопросами должен задаваться любой человек, а не только лидер организации. Сегодня мы все стали лидерами – широко наблюдаемый процесс empowerment – усиления полномочий работников и передача им прав, ранее принадлежавших исключительно вышестоящим, переводит всю систему в горизонтальную плоскость. Многие пересматривают свою миссию, и как следствие сверяют ценности. Ответ на вопрос «про что я?» выступит маяком и поможет не сбиваться с курса, если только в постоянно изменяющемся мире вы не решите, что пора бы этот курс поменять.

Understanding. Понимание.

Кэрол Дуэк, Carol Dweck в выступлении на TED рассказывает о своём эксперименте и возникнувшей классификации типов ментальных установок: growth mindset (мышление с установкой на рост) и fixed mindset (фиксированное мышление). В ходе эксперимента учащимся был предложен к освоению сложный материал – сложнее их имеющегося уровня. Реакции поделились на 2 типа: положительная –  дети говорили «я люблю непростые задачи» понимая, что их умения возрастут посредством усердной работы над решением. И второй тип, где вызов виделся как катастрофа, а поставленная задача воспринималась как тест интеллектуальных способностей. Этот эксперимент иллюстрирует, что в сегодняшнем мире мы как дети в ситуации нового вызова, можем закрываться и судорожно хвататься за старые алгоритмы решений, а можем относиться к вызову с интересом исследователя и смотреть на него с разных точек зрения. Узкий специалист с глубинным знанием исключительно одного предмета – символ прошлого. Сегодня востребован комплекс знаний – владение специализацией, понимание того, что происходит в смежных науках и в мире вообще. Здесь основным умением будущего становиться, открытость и интерес к миру, коммуникация, умение строить отношения с людьми разного возраста и этнического происхождения, а также умение сотрудничать. Другими словами, нам пригодятся все умения, которые нельзя заменить машиной и AI.

Clarity. Ясность.

За деревьями леса не видно – замечательная иллюстрация того, как находясь внутри ситуации, очень плохо понимаешь, что происходит. Выдвижение фигуры внутреннего наблюдателя сродни медитативной практике, но в повседневной жизни такая фигура дает возможность быть более внимательным и расширять границы видимого. И тогда, есть вероятность, что за всепронизывающим хаосом нам удастся разглядеть новый порядок. А для определения плана действия, лучше всего, если мы научимся упрощать где возможно, поскольку ясность дает решение, а решение ведет к исполнению. Наметить первый и второй шаг в мире хаоса под силу каждому. Далее, мы сможем скорректировать движение в зависимости от разворачивающейся действительности. 

Agility. Подвижность.

Раз уж будущее содержит много вариантов, то нам необходимо адаптировать методы для того чтобы они подходили желаемому результату. Как это сделать? Лучше всего подходить к вызову как к эксперименту. Кто знает исход эксперимента? Хотим ли мы получить идеальный результат? Все что нам известно во время эксперимента, это то, что ошибка является обязательным условием, через которое просходит обратная связь и проверяется гипотеза. Тестируя модель на жизнеспособность, мы с легкостью ее модифицируем, заменяем или отбрасываем как не рабочую для конкретной ситуации. В эксперименте нет ожидания, что наш прототип заработает с первого раза. Но что точно в нем есть, это подвижность в изменении подходов, когда мы смотрим под другим углом.

Вне времен

И еще одна компетенция, которая востребована вне эпох и времен – это способность непрерывно учиться. Пару дней назад мне позвонил приятель и поинтересовался нет ли времени сделать перевод несвязанных предложений с белорусского на английский для обучения и улучшения алгоритмов одной цифровой системы перевода. Ну что же, искусственный интеллект учится с момента создания. И делает это быстро.
А мы?

Similar Posts

Leave a Reply